Смысл Преображения Господня в Яблочный Спас

Православная церковь 19 августа празднует Преображение Господне как один из своих важнейших 12 ежегодных праздников после Пасхи, этот день является народным праздником, и называется Яблочным Спасом. Считается, что Преображение Христа произошло на горе Фавор, одиноко стоящей в Галилее. Христос в сопровождении трёх своих учеников-апостолов поднялся на гору для молитвы. Утомлённые апостолы Петр, Иоанн и Иаков уснули, а проснувшись, увидели преображение Иисуса Христа: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Христос беседовал с пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях на Голгофе. Тогда апостол Пётр обратился к Христу о возведении трёх шатров для Него, Моисея и Илии. «Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Богословская интерпретация Преображения Иисуса указывает на то, что человек Иисус предстал перед апостолами Сыном Божьим, когда голос Бога Отца из облака Святого Духа нарёк Иисуса таковым. Так на горе Фавор якобы произошло свидетельство превращения человека Иисуса в Богочеловека, как одного из лиц христианской Пресвятой Троицы. Это фаворское сияние Христа впоследствии стало одни из выдающихся праздников. Вот что по этому поводу пишет журналист-религиовед Мария Городова («Почему Спас – Яблочный», Российская газета, № 187 (8538), 18.08.2021, с. 36). «Историки считают: событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но церковь в Армении и Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из воспитательных целей: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвящённое богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гуляния в честь Вакха, совпадающие с созреванием винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас». Хотя событие на горе Фавор произошло за 40 дней до распятия Христа, но празднование фаворского события было перенесено на август, ведь иначе празднование его пришлось бы на время Великого поста. По мнению богословов, перенос на август был сделан так, чтобы 40 дней сохранились между празднованием Преображения и празднованием 27 сентября Воздвижения Креста Господня в память об обнаружении Креста распятия Иисуса около холма-скалы Голгофы. А само «возникновение праздника Преображения Господня 6 августа (19 августа по н. ст. – Р.С.) не имеет другой причины кроме той, что это дата освящения трех храмов на Фаворской горе», как сообщает православный священнослужитель Александр Шмеман в своей книге «Введение в литургическое богословие» (гл. 4, § 2, п. 3) со ссылкой на академический журнал Oriens Christianus.

Теперь обратимся к Циклической мифологии Богов, происходящей из модели от Ничто, за разъяснением смысла Преображения Господня и его празднования в Яблочный Спас. В цикле жизни любого живого организма от Вселенной до самых малых тварей происходит 4 главных преображения духовного и материального, которые делят цикл на 4 примерно равные части. Наиболее наглядным  проявлением цикличности жизни для человека является годовой цикл, под действием которого живые организмы засыпают-гибнут зимой и бодрствуют-здравствуют летом. В свою очередь, наиболее наглядные преображения происходят с материей, ведь она видима, а дух невидим. Иисус Христос как Сын Божий и представляет собой материальную составляющую цикла жизни. Материальное в цикле жизни зарождается в его начале, а полного расцвета достигает в его середине, после чего происходит угасание материи, которое сменяется расцветом духовного. В первой половине цикла жизни при развитии материи происходит два главных её преображения. Первое главное преображение представлено в древнеегипетской мифологии рождением Гора-Ра из чрева Исиды на белый свет. В годовом цикле это преображение проявляется в середине весны и выражается буйным ростом растений, просыпающихся после зимнего сна. Эта радость пробуждения охватывает и людей, они устраивают для себя праздник весны. Отцы-основатели христианства в своём сказании о жизни Христа приурочили к этому весеннему буйству природы свой самый главный праздник – Пасху, посвящённый воскресению Христа после его распятия на кресте. С этой точки зрения вполне обосновано отнесение евангельского предания о фаворском сиянии Христа на весенний месяц март, поскольку древнеегипетская мифология описывает рождение света (Ра) именно из первородного холма-острова в Первое время (то есть в точке преображения в цикле жизни, соотносимой с серединой весны в годовом цикле), и в качестве реального природного символа вполне подходит отдельно стоящая гора Фавор. Но Христос не мог родиться весной, как Гор-Ра, поскольку его рождение отцами-основателями уже назначено на середину зимы. Хотя, по сути, в самом начале цикла (середина зимы) материя (Христос) не рождается на свет, а только происходит её «зачатие». Поэтому распятие Христа было отнесено на середину весны, чтобы он мог возродиться-воскреснуть, как и Гор-Ра, весной. Нельзя исключать, что перенос события фаворского сияния Христа на август было сделано и из соображения сокрытия происхождения сказания о Христе от древнеегипетской мифологии, ведь между древними евреями и древними египтянами были недружественные отношения, в чём-то инверсно схожие с современными отношениями между Западом и Россией.

Перенесения празднования фаворского сияния на август имеет своё обоснование из-за некоторого сходства между точкой преображения «середины весны» и точкой преображения «середины лета». Лето соотносится с серединой цикла жизни, в которой происходит второе главное преображение материи. Оно заключается в достижении материей своей зрелости, или пика её расцвета, с которого начинается угасание материи и возрождение духовной составляющей жизни. Если начало цикла жизни соотносится с «крещением водой», то середина цикла – с «крещением огнём», что в прецессионном цикле жизни цивилизации выражается глобальным повышением температуры на планете с соответствующими последствиями, а в суточном цикле выражается самым ярким светом от Солнца, находящимся в зените. В астрономическом аспекте середина цикла наступает в летнее солнцестояние (21-22 июня), когда длительность дня в Северном полушарии достигает своего максимума, а длительность ночи – минимума. Но собственно зрелость материи на Среднерусской возвышенности наступает с определённым сдвигом во времени: в конце самой жаркой летней поры, когда и созревают яблоки. Яблоко среди других плодов нового урожая выделяется приданием ему славянами символизма плодородия, здоровья и красоты, и вместе с тем оно устойчиво источает благоуханный аромат. А, как известно, в религиозной символике духовная святость выражается не только сиянием, например, нимба вокруг головы, но и ароматом благовоний, то есть благовоние есть символ духа. Появление аромата у зрелого яблока есть реальное свидетельство рождения в нём нового духа жизни. В зрелом яблоке для него самого главным является не зрелая питательная мякоть в красивой защитной оболочке, а зёрна, скрытые в центре, для продления его жизни в потомстве в следующем годовом цикле. Из сказанного становится понятно, что сходство обеих точек преображения заключается в появлении духа: в точке «весны» дух рождается в виде света из чрева протоземли, а в точке «лета» дух рождается в виде аромата от земного яблока.

Об аномальности августа в жизни российского общества решила высказать своё мнение и официальная наука (Кузионов С.П. «Почему в России август всегда чёрный?», АиФ, № 33(2126), 18.08.2021, с. 4). Однако кроме полумистического писания вилами по воде у неё ничего не вышло. Хотя и верно предположение о влиянии космических ритмов, которое и представляет собой «тонкий мир», но выдумка о действии некой «анти-России» из параллельного пространства, негативно влияющей на Россию, является явно бредовой.

Августовское преображение материи и духа в цикле земного года есть реальное физическое явление, которое может стать спусковым механизмом для жизненных процессов общества, обусловленных, более высокими циклами вплоть до прецессионного цикла. Сущность преображения на пике зрелости материи заключается, с одной стороны, в отмирании устаревшей материальности: собственно зрелой материи и формализмов о её устройстве в сознании людей. С другой стороны, это преображение выражается рождением нового духа (яблочного аромата), несущего новые знания (зёрна жизни). Поэтому, начиная с середины августа, могут происходить события в жизни общества связанные с отмиранием вызревшего старого и рождением нового. Так, в августе 1991 обрушилась устаревшая советская идеология, а в августе 1989 – устаревшая финансовая политика с остатками советской идеологии. В планировании жизни общества следует учитывать влияние не только годовых преображений материи и духа, но и их преображений в более высоких космических циклах, которые суммарно и определяют жизнь общества, его умонастроения.

В земном годе, как и в любом цикле жизни, есть 4 особые точки. Это точки перехода из одного относительно стабильного состояния в другое. Они являются моментами преображения не только материи (бога), но и духа (богини), поэтому к этим истинно природным событиям и должны быть приурочены 4 главных праздника года. Если в предыдущие 5 тысяч лет истории основной акцент делался на состоянии существования бога и на его преображения, то в последующие 5 тысяч лет основной акцент будет переноситься на состояние существования богини и на её преображения. Также в последующие 5 тысяч лет будут пересмотрены все устаревшие сказания, например, сказание о Христе, в котором обнаруживается много путаницы и отступлений от естественного течения событий в цикле жизни. Они будут заменены на новые правдивые и по существу, и в деталях сказания и сказки. Если уж есть у человека потребность в вере, то она должна быть основана на истине.

 

Бетный.

Таганрог,

30 августа 2021