Аннотация. В данной статье рассматриваются основные события истории человечества за последние 52 века, произошедшие преимущественно в Евразии и северо-восточной части Африки. Внимание уделяется событиям, связанным с местом и временем существования государств, и их взаимоотношениям, а также формированию и распространению духовных культур (религия, философия, наука) и их пространственно-временным взаимосвязям. При анализе истории используется исследовательский материал, наработанный палеоклиматологом В.В. Клименко, который рассматривает обусловленность исторических событий примерно за тот же период с позиции климатического детерминизма. Рассмотрение всего исторического периода человечества выполнено с целью обнаружения наиболее общих закономерностей развития духовной и материальной сторон жизни цивилизации в аспекте дуального анализа, предполагающего выявление соотношений между женским (Ж) и мужским (М) началами в процессе исторического развития. Дуальный ЖМ-анализ истории делается впервые. В нём использовано ранее обнаруженное существование на поверхности Земли октаэдрической структуры, влияющей схожим образом на формирование и поверхности планеты, и менталитетов народов мира, а также предполагаемое влияние на исторический процесс прецессионного вращения земной оси. Представленный анализ истории сделан в рамках методологии герменевтического круга, где общим является модель от Ничто, а частным – эмпирические данные по климату и истории.
В результате анализа установлено, что трём тысячелетним циклам глобального изменения температуры (Первый цикл – от XXXII века до н.э. до середины I тыс. до н.э., Второй цикл – от середины I тыс. до н.э. до середины II тыс. н.э. и Третий цикл – от середины II тыс. н.э. до наших дней) соответствуют три синхронно идущих с ними тысячелетних цикла истории. Также выявлено существование трёх цивилизационных широтных страт, соответствующих трём указанным циклам и сменяющих друг друга в направлении с юга на север. Выявлено, что материальные составляющие цивилизационного развития имеют преимущественное направление развития с востока на запад, а высокие духовные составляющие – с запада на восток, подчиняясь общему правилу: носители Ж-начала устремляются на Восток, а носители М-начала устремляются на Запад. Во взаимосвязи с этим подтверждено и конкретизировано существование у цивилизации двух дуально противоположных путей развития – духовного и материалистического, образующих между собой крест с «точкой» пересечения во Втором цикле в районе Армянского нагорья. Этот район является местом расположения одной из вершин октаэдра Земли. Также на конкретном историческом материале за последние 52 века подтверждено существование общей тенденции нарастания материальной составляющей в жизни цивилизации и связанной с ней обратно пропорциональной зависимостью общей тенденцией падения духовной составляющей, что соотноситься с положением Северного полюса Земли относительно центра нашей Галактики. Тенденция в духовной сфере, в частности, выразилась тем, что в начале Второго цикла в районе Армянского нагорья обнаружено разделение модели от Ничто, являющейся ядром Восточной, или философской науки, на две её основополагающие составляющие: дуальную логику и математику. Дуальная логика, или принцип инь-ян получил в дальнейшем своё преимущественное развитие на Востоке, а математика – преимущественно на Западе. Раздельное их существование продолжалось две с половиной тысячи лет до наступления пика материализма в наше время. Однако, в соответствии с моделью от Ничто, при достижении пика материализма в Третьем цикле истории, в котором происходит максимальное удаление Северного полюса от центра Галактики, должен произойти коренной перелом в развитии цивилизации, обусловленный глобальной переполюсовкой в развитии общих ЖМ-начал планеты, которая выразится началом нарастания духовности в социуме планеты при угасании в нём материализма.
Судя по всему, нарастание духовности должно выразиться в возрождении философской науки как одной из двух составляющих вечной философии в аспекте проявления разума, а впоследствии проявится и в возрождении самой вечной философии как дуальной целостности чувственного восприятия первородного вселенского духа и деятельности разума. Философская наука возрождается в результате воссоединения в единое целое принципа инь-ян и математики и являет собой воссоздание модели от Ничто во взаимодействии с эмпирическими науками по методу герменевтического круга. Возрождение философской науки как высшей духовной ценности естественным образом соотносится с духовным путём развития, который уже начинает постепенно активизироваться на территории России в Третьем цикле вслед за активизацией его в Древнем Египте в Первом цикле и в Византии во Втором цикле. Так модель от Ничто на основе реального исторического материала сама определяет своё место и время возрождения. Даётся определение философской науки как древнейшей логико-математической науки наук и определяется вечная философия как наивысшая духовная ценность, жизненный цикл которой в общепланетарном социуме определяется циклом прецессии земной оси. Обнаруженные общие закономерности развития человечества могут быть использованы для разработки российской национальной идеи естественного пути развития. Эта идея должна определяться не частными однобокими теориями материалистического толка от западных наук, а объективными пространственно-временными реалиями космического и климато-географического детерминизма: местоположением России в октаэдре Земли, текущим историческим моментом в цикле прецессии земной оси и вложенными в него климатическими циклами, географическими особенностями российской земли, а также конкретными реалиями сложившейся исторической колеи.